Доктор Хелп

Физкультура и спорт

Содержимое / Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания / Особенности ЛФК при бронхиальной астме

В настоящее время под бронхиальной астмой понимают повы­шенную чувствительность слизистой оболочки трахеобронхиального дерева к различным внешним воздействиям, что выражается в сужении дыхательных путей. Степень сужения дыхательных путей изменяется как сама по себе, так и под влиянием лечения. Клини­чески бронхиальная астма проявляется в приступах, кашле и свис­тящих хрипах в легких и бронхах.

 

Задачи ЛФК: нормализовать механизм дыхательного акта, увели­чить силу дыхательной мускулатуры и подвижность грудной клетки, повысить устойчивость организма к воздействию внешней среды и психологическую устойчивость больного.

Занятия лечебной гимнастикой противопоказаны при дыхательной и сердечной не­достаточности с декомпенсацией функций этих систем.

Исходное положение лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле (подобрать удобную для больного позу с целью макси­мально возможного расслабления мышц); это способствует лучшей экскурсии грудной клетки, облегчает выдох.

 

В первые дни в занятия вводят упражнения для мелких и сред­них мышечных групп и суставов дистальных отделов конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере улучшения состояния больного (уменьшение частоты приступов, их продолжительности, уменьшение наклонности бронхов к спазму) в занятия включают активные движения конечностями (средние и крупные мышечные группы и суставы), туловищем в сочетании с дыхатель­ными упражнениями и паузами для пассивного отдыха и расслаблением мышц. Занятия дополняют ходьбой в пределах палаты, затем отделения. Во время ходьбы больной выполняет упражнения с предметами.

 

Внимание! Любое упражнение выполняют на выдохе (например наклоны туловища, сгибание и разгибание рук и др.); после нескольких повторений движения следует предоставить паузу для отдыху или предложить упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

При появлении предвестников приступа астмы больному необ­ходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей.

Расслабление этих мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проходимости.

 

Больного следует предупредить о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4—5 с) на умеренном выдохе необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Целесообразно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, массаж мышц живота и воротниковой зоны

 

В межприступный период больной должен овладеть поверхностным дыханием, постепенно увеличивая время задержки дыхания Я умеренном выдохе (контроль методистом по секундомеру). Большое внимание уделяется как статическим (диафрагмальным), так динамическим дыхательным упражнениям:

 

-упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полноценное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в пол­ном выдохе;

 

- «звуковая гимнастика», состоящая из специальных упражне­ний, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимна­стики делают «закрытый стон» — «ммм» и очистительный выдох — «пфф». При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок пере­дается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает рас­слабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздуш­ной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интен­сивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей — звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики — выработать соотношение продолжи­тельности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в аль­веолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеоляр­ным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох че­рез рот, после выдоха — более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффек­тивен при обструктивном синдроме.

«Звуковая гимнастика» способствует формированию правильно­го чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы; путем виб­рации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты; при помощи создания небольшого положитель­ного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию ды­хательных путей.

При «звуковой гимнастике» делают вдох через нос (1—2 с), паузу (1 с), активный выдох через рот (2-4 с.), паузу (4-6 с). К достоин­ствам этой гимнастики можно отнести возможность практически постоянного применения в поликлинических и санаторных услови­ях после обучения больных.

Кроме «звуковой гимнастики», для улучшения вентиляции при­меняют специальные приспособления — мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек.

 

По методике волевой ликвидации глубокого дыхания (метод Бутейко) больные производят медленный и очень поверхностный вы­дох в течение 3—4 с и фиксируют паузу 3—4 с. Частота дыхания должна соответствовать 6—8 в минуту. Тренировки проводят посто­янно, не менее 3 ч в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2—3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 с и более, не менее 3 раз в сутки.

Метод К.П. Бутейко может давать некоторый лечебный эффект у ряда больных бронхиальной астмой, так как создаваемая гиперкапния и снижение скорости движения воздуха в бронхах уменьшают раздражение ирритативных рецепторов. Вместе с тем примерно у 2/3, больных возникает так называемая реакция выздоровления с характерными для гиперкапнии симптомами (сонливость, головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение температуры, бессонница) и появляется опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного равновесия.                                                                      

 

Дыхание по методике А.Н. Стрельниковой не получило широкого распространения главным образом из-за технической сложности и отсутствия существенных преимуществ перед другими видами респираторной гимнастики. Для тренировки мускулатуры, участвующей в акте дыхания, создают своего рода сопротивление путем выполнения движений, сжимающих грудную клетку на вдохе.       

 

Элементы йоги включают «асаны» — физические упражнения, в которых используются различные статические положения, и «пранайма» - специальные дыхательные упражнения в определенной последовательности.   

 

Методика произвольного снижения Максимального Объема Дыхания (по В.В. Гневушеву). В начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыханий сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают терми­ном «дыхательный интервал». Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения МОД.                            

При обучении произвольному снижению МОД необходимо де­лать вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продол­жения, выдох через нос, полный, произвольный или непроизволь­ный. Исключаются упражнения, вызывающие одышку или затруд­ненное дыхание.

При тренировке дыхательный интервал должен последовательно составлять 2:4 — 3:4 — 4:4 — 6:4 — 8:3 и т.д. В результате секундные объемы вдоха постепенно уменьшаются, а выдоха повышаются. Каж­дый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно сочетать с движением рук, ног, туловища, бегом, ходьбой.

 

При бронхиальной астме в процедуре лечебной гимнастики соотношение дыхатель­ных и общетонизирующих упражнений 1:1; исходное положение сидя и стоя. В под­готовительном периоде обязательно строгое распределение нагруз­ки по частям процедуры лечебной гимнастики. Дыхательные упражнения не должны занимать более 40-50 % общего времени процедуры. Используют аутогенную тренировку, сегментарный и баночный массаж, само­массаж.

 

Внимание! Больным бронхиальной астмой противопоказаны уп­ражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания (более 5-7 с).

Подбор упражнений и длительность занятия индивидуальны, за­висят от возраста пациента, его толерантности к физической на­грузке, общего состояния, сопутствующих заболеваний.

После восстановления основных показателей функции внешнего дыхания в занятия включают общеразвивающие упражнения, спо­собствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообра­щения, повышению силы мышц спины, ног и рук. После 1—2 обще-развивающих упражнений должны следовать упражнения на расслабление мышц. Критерием переносимости нагрузки служат частота и продолжительность приступов, число и частота применя­емых медицинских препаратов, ЧСС, АД и частота дыхания.

 

В период ремиссии, помимо описанных выше упражнений, вклю­чают упражнения с небольшими отягощениями, дозированным со­противлением, со снарядами и на снарядах в сочетании с дыхатель­ными упражнениями (статические, динамические, а также «звуковая гимнастика»). Эти упражнения направлены на улучшение бронхиальной проходимости, удлинение вдоха, тренировку гладкой мускулатуры бронхов. Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать следующий ритм движения: на 1—2 шага — вдох, на 3—4 — выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движения и уменьшением числа остановок.

 

На печать
Комментарии к статье (0)

 



Читайте также


Особенности ЛФК при плеврите
Длительное течение плеврита позволяет использовать общеукреп­ляющее воздействие занятий ЛФК, улучшающего функции организма и повышающего его реактивность. Физические упражнения, стиму­лируя ...

Особенности ЛФК при хронических неспецифических заболеваниях легких
Морфологический субстрат заболевания состоит в гипертрофии слизистых оболочек. Устья желез расширены, слизистое содержи­мое преобладает над серозным. В трахеобронхиальном дереве скапливается ...

Особенности ЛФК при пневмонии
Пневмония Задачи ЛФК: -  восстановление кровоснабжения и вентиляции затронутой бо­лезнью доли или сегмента; - облегчение затрудненного и недостаточного выведения мокро­ты, особенно ...

Основы методики и общие принципы ЛФК при заболеваниях легких
Клинико-физиологическое обоснование применения средств ЛФК Конечным проявлением заболеваний органов дыхания становят­ся нарушения газообмена в легких и тканях. Патологические изме­нения ...



Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения