Доктор Хелп

Красота и здоровый образ жизни

Содержимое / Гигиена / Личная гигиена и психогигиена судентов

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к здоро­вью и интеллектуальным возможностям молодежи. В условиях научно-техни­ческой революции социальная значимость человека определяется образовани­ем, профессиональной квалификацией и состоянием здоровья.

Будущие специалисты должны обладать высокой профессиональной квали­фикацией, быть здоровыми, физически выносливыми, иметь высокую рабо­тоспособность. Студенты — особая производственно-профессиональная груп­па определенного возраста со специфическими условиями труда и жизни.

Студенчество — это единственная категория организованного населения, где возрастные границы чрезвычайно узкие: основная масса студентов — это люди в возрасте 17-27 лет. У студентов младшего возраста еще полностью не завершено физическое развитие. У 25% юношей и 10% девушек в возрасте 18 лет не завершен рост тела в длину; нарастание массы тела и мышечной силы у большинства студентов завершается к 19—20 годам. Многие студенты (в некоторых вузах до 60%) живут в общежитии в отрыве от семьи, что застав­ляет их перестраивать стереотип жизни. Еще большие усилия требуются от сельской молодежи, которая не только изменяет режим, но и все условия де­ятельности и обстановку жизни. Производственная жизнь студентов отлича­ется от работы промышленных рабочих и служащих.

Кроме занятий в институте (аудиторная работа), студенты выполняют зна­чительную работу дома (внеаудиторная работа). Производственная работа также имеет свои особенности, два раза в год в течение зачетных и экзаменацион­ных сессий умственная нагрузка резко возрастает, возникает выраженное стрес­совое состояние. Деятельность студентов более разнообразна, чем у рабочих. Это и умственный труд с книгами и пособиями, работа с аппаратурой в лабо­раториях, производственная практика. Включение в работу обычно происхо­дит в течение первых нескольких месяцев учебы в вузе. Студенту необходимо адаптироваться к новым условиям обучения и успешно выполнять весь объем учебной и общественно-производственной работы.

С точки зрения адаптации к новым условиям производственная жизнь сту­дентов проходит 3 этапа. Первый этап включает I, II курсы. Он наиболее труд­ный, так как I курсу у многих студентов предшествует сдача выпускных экза­менов в школе, все студенты сдавали вступительные экзамены, часто без лет­него отдыха. Второй этап — период полной адаптации к новым условиям, когда показатели успеваемости наиболее высоки и стабильны. Это III курс. На старших курсах нагрузка возрастает в связи с присоединением новых фак­торов — созданием семьи, необходимостью совмещать работу с учебой, учас­тием в студенческих научных кружках, большой общественной работой и т.д. Заболеваемость студентов в значительной мере отражает влияние производ­ственной деятельности и условий жизни на организм.

Первые попытки оценки состояния здоровья студентов были проведены уже в 20-е годы. Тяжелые условия жизни населения, плохое питание опреде­ляли высокую заболеваемость студентов. Среди студентов 20-х годов были наиболее распространены туберкулез легких (до 18%), ревматические заболе­вания сердца (30%), малокровие (10-65%), неврастения (10-28%), малярия. У 30% студентов отмечены значительные отклонения в физическом развитии. Так, из 5 вузов страны в 1925 г. годными к строевой службе оказались лишь 60% студентов-мужчин.

У современных студентов на первое место выходят функциональные забо­левания нервной системы, кариес зубов, хронические воспалительные заболе­вания ЛОРорганов, миопия, гипертоническая болезнь, заболевания органов пищеварения.

Большинство этих заболеваний возникает в школе, что связано прежде все­го с резкой перегрузкой школьных программ. Из года в год увеличивается число абитуриентов с теми или иными нарушениями здоровья (от 17 до 30%).

За весь период обучения студентов различных институтов отмечались функ­циональные нарушения нервной системы на различных курсах (неврастени­ческие, астеновегетативные синдромы, вегетодисфункции и вегетоневрозы) в 31—56,6% случаев. Частота заболеваний у девушек и юношей примерно оди­накова. У большинства студентов отмечались нестойкие поражения, мало от­ражающиеся на состоянии здоровья. Невротические жалобы уменьшались после отдыха или амбулаторного лечения. Наиболее высокий процент этих заболе­ваний регистрировался у студентов I—11 курсов и у старшеклассников. На III курсе заболеваемость была самой низкой. У 80% студентов отмечался кариес зубов. Хронические воспалительные заболевания ЛОРорганов не превышали средних показателей у населения в целом. К концу обучения заболеваемость снижалась в результате тонзиллэктомий.

Настораживают высокий процент близорукости среди студентов (в среднем более 30) и нарастание числа студентов с гипертензией и гипертонической болезнью.

Гипертоническое состояние отмечалось у 12—19% студентов различных кур­сов, что отражало адаптацию студентов к производственной деятельности.

У юношей гипертензия регистрировалась в 2,5 раза чаще, чем у девушек. К последнему курсу заболеваемость не увеличивалась, но у 60% студентов с гипертоническим состоянием отмечалось изменение глазного дна, что указы­вает на развитие стойкой гипертонической болезни. Заболевания органов пи­щеварения имели выраженную тенденцию к нарастанию от курса к курсу. Обычно эти заболевания имели легкую форму, жалобы и объективные изме­нения быстро исчезали при нормализации питания.

Студенты выполняют аудиторную и внеаудиторную работу. При изучении продолжительности домашних занятий оказалось, что у большинства студен­тов рабочий день составляет 10—12 ч, а с учетом затрат времени на переезды еще больше. Соответственно уменьшается продолжительность ночного сна. Следовательно, у студентов нарушен режим дня, меньше времени остается для отдыха. Это сказывается и на успешности обучения. Наибольшее число сту­дентов, не подготовленных к занятиям (до 30%), отмечается на 1 курсе как медицинских, так и технических вузов. На I курсе идет процесс адаптации, и не все студенты успешно справляются с учебной нагрузкой. На старших кур­сах процент не подготовленных к занятиям студентов колеблется от 10 до 16. Неудовлетворительные оценки чаше получают студенты, которые готовятся к экзаменам 2—3 дня вместо отведенных 7—8 дней и по 2—3 ч вдень вместо по­ложенных 6—7 ч в день. 70% студентов, которые готовятся к экзаменам поло­женное время, получают отличные оценки. В 4 раза больше неудовлетвори­тельных оценок на экзаменах у студентов, сдававших зачеты и контрольные работы с отставанием от учебного плана. 70% студентов, имеющих по текущей успеваемости «удовлетворительно», получают ту же оценку на экзамене. Эти сведения говорят о том, что успешность обучения прямо зависит от качества и времени подготовки к занятиям. Экзаменационная сессия — особый период производственной работы студентов, время больших учебных нагрузок и стрес­совых состояний.

Традиционный устный экзамен в вузах остается причиной волнений и беспокойства у большинства студентов.

Наибольшие вегетативные сдвиги отмечались непосредственно перед экза­меном и во время него. Учащение пульса регистрировалось у 87% студентов, у некоторых пульс достигал 120 в минуту. Отмечали также учащенное дыхание и повышение артериального давления. У половины студентов повышалось как систолическое, так и диастол и чес кое артериальное давление. В день экзамена происходят биохимические сдвиги. В крови несколько повышается уровень сахара, нарастает число лейкоцитов, увеличивается выделение катехоламинов с мочой. Среди функциональных изменений указывают на ускорение вестибу­лярной, моторной, оптической хронаксии. Все эти изменения говорят о на­пряжении симпатико-адреналовой системы, связанном со стрессовой ситуа­цией на экзамене. Эти изменения исчезали через 15—24 ч после экзамена.

Психогигиена — отрасль гигиены, разрабатывающая мероприятия по со­хранению и укреплению психического здоровья человека, предупреждению возникновения и развития нервно-психических заболеваний. В XX столетии произошли существенные изменения уровня и структуры заболеваемости и смертности населения. Нервно-психические заболевания широко распростра­нены во многих странах мира.

Нервно-психические заболевания включают в себя психозы, большую кате­горию «пограничных» состояний, психопатические реакции, неврозы, умствен­ную недостаточность, атеросклеротические и другие сосудисто-возрастные заболевания мозга и т.д.

Расстройства нервно-психического здоровья представляют опасность не только сами по себе, но и потому, что нейрогенный фактор играет большую роль в этиологии гипертензии, болезней атеросклеротической природы, зло­качественных опухолей, язвенной болезни. 70% хронически больных с сома­тической патологией, обращающихся к общепрактикуюшим врачам, имеют психические расстройства.

В условиях научно-технической революции профилактика нарушений пси­хического здоровья приобретает особое значение, так как убыстряющийся поток информации, стремительный темп жизни городов, усложнение межличност­ных отношений на производстве и в быту предъявляют повышенные требова­ния к нервно-психическому статусу.


Всемирная организация здравоохранения при ООН рекомендует все меро­приятия по предупреждению нарушений психического здоровья именовать пси­хопрофилактикой. Психопрофилактику предложено разделять на первичную, т. е. осуществление всех обшегигиенических мероприятий и соблюдение пра­вил личной гигиены с целью укрепления и сохранения психического здоровья, вторичную, призванную выявлять начальные формы разнообразных нервно-психических заболеваний с целью предупреждения их дальнейшего развития, и третичную — лечебно-профилактические мероприятия по предупреждению рецидивов заболеваний асоциальной реабилитации пациентов с нервно-пси­хической патологией.

Задачи первичной профилактики совпадают с задачами психогигиены.

История психогигиены уходит корнями в античную медицину. Гиппократ и Гален выдвигали положение профилактики нервно-психических заболеваний.

Научная психогигиена сформировалась в конце XVIII века, когда психиат­рия сложилась как самостоятельная отрасль знаний.

Увеличение числа нервно-психических заболеваний во время и после пер­вой мировой войны потребовало обсуждения вопросов психопрофилактики на международных конференциях по психиатрии в 1930 и 1938 г.

Интерес к охране психического здоровья усилился после второй мировой войны.

В 1948 г. В Лондоне состоялся Международный конгресс по психическому здоровью населения, который принял решение об организации Всемирной федерации психического здоровья.

Психогигиена стала составной частью гигиенической науки, связанной об­щими задачами профилактики заболеваний, включая нервно-психические бо­лезни. Она включает в себя профилактические мероприятия по охране психи-чесхого здоровья в различных возрастных периодах. Это психогигиена моло­дого поколения, взрослого населения, людей пожилого и старческого возраста, психогигиена проживания в крупных городах и психогигиена быта.

Особенности трудовой деятельности и межличностных взаимоотношений в различном возрасте требуют разработки конкретных мероприятий по сохране­нию психического здоровья людей.

Так, ребенок вступает в коллектив, где придется занять определенную по­зицию, утвердить свой авторитет, определить взаимоотношения со сверстни­ками, воспитателями и учителями. Часто у «домашних» детей, а тем более у единственных в семье, такой переход из лона семьи в коллектив сверстников (ясли — детский сад — школа) вызывает нервно-эмоциональное напряжение и может привести к развитию невротических состояний.

В период обучения в школе, средних и высших учебных заведениях дают о себе знать чрезмерная информационная нагрузка, уплотненный рабочий день, ускоренный темп жизни. Расширяется деятельность учащихся (общественная работа, производственная практика), усложняются межличностные взаимоот­ношения.

У взрослых людей также возникают проблемы. В условиях научно-техни­ческой революции усложняются технологические процессы, увеличивается доля умственного труда. Управление с помощью сигнальных устройств и автоматов повышает личную ответственность за порученное дело, требует быстрого принятия решений, предъявляет повышенные требования к оперативной памяти и стартовой готовности. Интенсификация производственных процессов опре­деляет темп и ритм работы, который необходимо усвоить без явлений усталости и снижения работоспособности. Все это, безусловно, отражается на нервно-психической деятельности. Задача психогигиены заключается в создании бла­гоприятных условий труда и оптимальных взаимоотношений в коллективе с целью предотвращений нервно-психических заболеваний. В пожилом и стар­ческом возрасте резко изменяются условия жизни. Отсутствие производствен­ного труда, ограничение интересов проблемами семьи, исключение активной общественной деятельности становятся стрессовой нагрузкой. Большое зна­чение приобретают взаимоотношения стариков и других членов семьи. Равно­душие, отчужденность не только приводят к развитию нервно-психических заболеваний, но и усугубляют течение кардио- и церебросклероза с тяжелыми последствиями. Наконец, приходится говорить о психогигиене проживания (в городе, в доме, в квартире, в семье).

Это связано с резким увеличением жителей города, ускорением темпов жизни в городах, большими расстояниями между жильем, местом работы и объекта­ми культурно-бытового назначения. Увеличение коммуникативных связей, транспортная усталость, отрыв человека от природы способствуют длительно­му нервно-психическому напряжению и развитию астенических, нервно-пси­хических заболеваний.

Общегигиенические и социальные мероприятия, направленные на улучше­ние условий жизни в городах, создание благоприятных условий труда, рацио­нальное питание, регулярные занятия физкультурой, закаливание, организа­ция разумного отдыха, доброжелательные взаимоотношения людей в семье и производственных коллективах способствуют укреплению здоровья, в том числе и здоровья психического.

На печать
Комментарии к статье (0)

 



Читайте также


Комплексное действие воздушной среды на организм
Физические факторы воздушной среды воздействуют на организм человека комплексно, что подтверждается одинаковым тепловым ощущением при раз­личных сочетаниях температуры, влажности, подвижности ...

Мода и здоровье
Покрой, внешний вид одежды и обуви и качество материалов определяются не только гигиеническими сооб­ражениями, но и требованиями моды. Одежда существенно влияет на наше настроение и ...

Особенности и функции кожи человека
Кожа защищает организм человека от неблагоприятных факторов окружающей среды (метеорологических, физических, химических, механических, биологических). Общая поверхность кожи взрослого человека ...

Значение воды для человека
Согласно теории известного российского ученого А.И. Опарина жизнь на пла­нете возникла в водной среде. Без воды жизнь немыслима: все биохимические реакции и физиологические процессы как в ...

Эпидемиологическое значение воды
Экспертами ВОЗ установлено, что 80% всех болезней в мире связано с неудов­летворительным качеством питьевой воды и нарушениями санитарно-гигие­нических норм водоснабжения. Распространенность ...



Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения